Строительный портал. Стены и фасады. Водоснабжение и канализация. Отопление дома

Интересный способ заинтересовать подростка чтением. Личный опыт мамы

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий:

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий:

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.

Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т. д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало! Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!». А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры. Нет, нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов, и далеко не самый худший. Ну вот – книга уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат. Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели? Легких путей не бывает!

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов. На вопрос: «Че эт ты вдруг «Сталкера» читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме». Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях! Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно – в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со «Сталкером», скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец». Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения. Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые, робкие шаги уже сделаны, и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете «правильную» книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим! Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные! Удачи вам, терпения, самообладания!

P. S. Все эти рекомендации – не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье. Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то. Еще несколько десятков лет назад книги были единственным источником информации – люди читали их в поисках развлечения, образования, в поисках нужных данных и даже смысла жизни. Что же произошло сегодня? Почему дети перестали интересоваться книгами? В данной статье поговорим об этой глобальной проблеме – причинах ее развития и способах решения.

Почему дети перестали читать

Многие взрослые помнят свое детство – как их родители запрещали им читать, ограничивали время, проведенное за книгой, чтобы сохранить здоровье глаз. Но мы все равно читали – везде и всегда, с фонариком под одеялом, за углом двери, чтобы не увидела мама. Что же сегодня? Дети не увлекаются чтением, книга для них – это наказание за какой-то проступок. Почему же ситуация в корне изменилась?

  1. Цифровая реальность. Первая и самая главная причина того, что дети перестали читать книги – это другой способ восприятия. Зачем ребенку читать, напрягать свое воображение и фантазию, если телевидение и компьютеры могут воспроизвести эту реальность за него? Дети сегодня получают намного больше информации, чем мы когда-то в их возрасте. Просто информация приходит им в другом виде – через компьютеры, планшеты, телевидение.
  2. Яблоко от яблони. Иногда дети не читают, просто потому, что в их окружении нет человека с книгой. Если малыш живет с родителями, у которых нет привычки посидеть вечером за любимым детективом или романом, ребенок просто не знает, что есть книги и они могут приносить удовольствие.
  3. Странные слова. Иногда ребенок отказывается читать, если в тексте много непонятных, а зачастую устаревших слов. И это встречается, буквально с самого детства. Ну как же может быть ребенку интересен зайка со своей «лубяной» избушкой, если малыш и слова-то такого не знает. Не говоря уже о более серьезных выражениях.
  4. Книги не по возрасту. Иногда родители стараются вырастить из малышей вундеркиндов, преподнося им все более сложные книги. Однако дошкольнику не понять переживаний графа Монте Кристо, он просто не поймет о чем книга, но до поры, до времени. В каждом возрасте должны быть свои книги, которые увлекают читателя.
  5. Осуждение сверстников. Всем известно, как дети могут быть жестоки и коварны. И, увидев однажды сверстника за книгой, его могут обвинить в излишней примерности, назвать «ботаном». Ребенок, стараясь скрыть этот «недостаток», постепенно отказывается от книги, предпочитая принимать информацию из других источников.
  6. Принуждение. Очень часто нелюбовь к книгам рождают сами родители, когда приравнивают чтение к наказанию. То есть, они говорят – «Разбил вазу? Теперь сиди в своей комнате и читай 20 страниц текста». Раз за разом ребенок учится воспринимать чтение как что-то плохое, неинтересное, вынужденное. И в этом виноваты сами родители.

В каком возрасте нужно прививать ребенку любовь к чтению? Как правило, интерес к книгам у детей просыпается в 8-10 лет, когда малыш начинает самостоятельно бегло читать, осознавая действие, происходящее на бумажных страницах. Однако прививать любовь к чтению и уважение к книге нужно с детства, не позволяя малышу рвать страницы, рисовать на картинках. Но для чего современным детям нужно чтение?

Польза от чтения книг

Многие современные подростки утверждают, что книги – это прошлый век. Зачем мучиться и читать, когда любую информацию быстро и доступно можно найти в интернете. Однако книга – это не только источник информации, а чтение – не только умение складывать буквы в слова. Книга – это нечто большее. Если ребенок приучится читать хоты бы несколько страниц в день, он со временем станет лучше излагать свои мысли, научится преподносить информацию грамотно – как устно, так и письменно. Читающие дети гораздо лучше справляются с творческими заданиями в школе и с легкостью пишут сочинения. Многие люди лучше воспринимают информацию визуально, поэтому чтение – это прекрасный способ выучиться грамотности.

Но важнее всего то, что книга способствует формированию личности, учит нравственности, находит ответы на многие вопросы. Из классики ребенок черпает правильное отношение к жизни, учится отличать добро от зла, уважать старших, защищать младших. Ребенок понимает, что зло непременно наказывается, что жить нужно по справедливости. Чтение книг – это отличное развлечение, безопасный способ хорошо и с пользой провести время. Но как донести все это до ребенка? Как пробудить в нем любовь к книге?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать. Не наказывайте его книгой. С самого детства малыш должен понимать, что чтение – это удовольствие, а не наказание. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать в ответ на какой-то его проступок. Наоборот, скажите малышу, что сегодня он большой молодец, за то, что помог бабушке и в награду вы прочитаете вместе (или подарите ему) красочную и интересную книгу. Отношение ко многим жизненным позициям закладываются у ребенка с детства. И как вы отнесетесь к книге, так же и ребенок будет относиться к ней на протяжении своей жизни.

  1. Потрогайте книгу! Покажите ребенку преимущества бумажной книги перед цифровыми носителями. Книгу можно потрогать, пролистать ее страницы, почувствовать шероховатость бумаги, насладиться ароматом свежей печатной краски. Именно это заставляет людей все еще читать бумажные книги. Маленьким детям можно купить интересные бумажные книжки с объемными картинками, которые предстают на странице при ее открывании. Очень много тактильных книг с различными неровностями и деталями. Приучите ребенка трогать страницы – это важно.
  2. Подбирайте книги. Всего одна неудачная книга может привести к тому, что ребенок откажется читать из-за скуки. Очень важно выбрать книгу по возрасту, интересам и предпочтениям ребенка. Например, детям младшего школьного возраста можно предложить приключения Незнайки, а тем, что постарше – приключения Тома Сойера. Если ребенок интересуется компьютерными играми, учтите это – в современном издательстве полно книг и про компьютерных героев. Важно выбрать то, что заинтересует ребенка.
  3. Читайте сами. К сожалению, ребенка трудно заставить что-то делать, если вы сами этого не делаете. Если мама и папа будут проводить свободное время за книгой, рассказывать друг другу прочитанное, восторгаться героями и увлекательно проводить время именно так, малыш заразится. Он поймет, что книга – это окно в мир, который можно исследовать, не слезая с дивана. Глупо надеяться на чтение ребенка, если вы сами целый вечер проводите перед экраном телевизора.
  4. Держите дома книги. Современные дома обустраиваются так, что в них не находится места для пыльных, громоздких и объемных книг, особенно, если все то же самое можно найти в электронном виде. Если вы хотите вырастить читающего ребенка, нужно иметь в доме книжный шкаф, или хотя бы полку, где ребенок бы мог поковыряться. Относитесь к книгам с уважением – не позволяйте с ними играть маленьким детям, объясните ребенку, что книгу нельзя рвать, нельзя рисовать на ней.
  5. Развивайте воображение. Вы можете мотивировать ребенка к развитию воображения различными выдуманными историями, байками. Сочиняйте небылицы и сказки вместе, позвольте ребенку открыть в себе творческое мышление. При хорошем воображении читать будет легче – образы будут легко складываться, чтение будет интересным.
  6. Учите стихи. Стих – это та малая доза информации, которую ребенок может освоить, понять и преподнести самостоятельно. Стихи развивают память, пробуждают любовь к слогу.
  7. Диафильмы. Заставить читать маленького привереду помогут старые диафильмы. Прокручивая пленку, малыш заинтересуется происходящим на картинке и непременно захочет понять, что происходит в сюжете. Для этого ему придется прочитать комментарий снизу картинки.
  8. Разыгрывайте спектакли. Для детей дошкольного возраста очень интересен сам сюжет, поставленные диалоги, переживания, действия. Поэтому, для заинтересованности можно делать с ребенком маленькие спектакли и читать по ролям. Кстати, это можно делать еще до того, как малыш научится читать.
  9. Выбирайте время. Современные дети имеют гораздо большую нагрузку, нежели их родители в аналогичном возрасте. Сегодня практически все школьники имеют дополнительные занятия – спортивные секции, языковые курсы, творческие кружки. Не заставляйте читать пришедшего домой уставшего ребенка. Выбирайте для общения с книгой свободное время, чтобы малыш был отдохнувшим, заинтересованным и в хорошем настроении. Только при этих условиях можно привить ребенку любовь к чтению.
  10. Совместное чтение. Выберите увлекательную книгу и читайте ее вместе с ребенком, можно перед сном. В очередной раз остановитесь на самом интересном моменте и скажите, что продолжение прочитаете завтра. Нетерпение малыша может привести к тому, что он сам примется узнавать окончание истории.

Чтение – очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться – с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны — меняется время, меняются и дети.

Так ли важно чтение в современном мире

Недовольство молодежью было во все времена. Всегда проблема отцов и детей была актуальна. Детьми очень часто были недовольны, ведь они менялись и не походили на своих родителей. Современное поколение – не исключение. Нам кажется, что наши дети сидят в компьютерах и ничем полезным не занимаются. Но течение современной жизни заставляет меняться и смотреть на жизнь по-новому. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался, не заставляйте его обязательно читать бумажные книги. Современные гаджеты позволяют в считанные минуты найти нужную информацию в электронном формате. Позвольте ребенку читать так, как он этого хочет. Не нужно заставлять свое чадо осиливать Войну и Мир – у него могут быть другие герои и другие книги, не менее интересные, кстати. А чтобы следить за увлечениями ребенка и не допустить его вседозволенности в сети, нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет и компьютеры.

Книга – это возможность поговорить с человеком из прошлого, пережить его жизнь, прочувствовать его мысли. Книга – это настоящий друг, который всегда ждет, никогда не осудит и не обидится за долгое отсутствие. Это погружение в иной мир, который кажется реальностью. Любите и читайте книги, в них много полезного и интересного. А ребенок непременно станет вашим отражением.

Видео: что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение

В наш век тотальных технологий все больше родителей озадачиваются вопросом, как приучить ребенка к чтению . Психолог Анастасия Пономаренко подскажет, на что обращать внимание родителям, как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению.

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,не надо ждать, а можно взять и почитать!

Наверняка, все помнят эти стихи с детства. Действительно, уметь читать было так же естественно, как уметь ходить и бегать.

Однако, сейчас нейропсихологи и педагоги бьют тревогу: все меньше школьников умеют читать вдумчиво, понимая смысл текста . Все больше и больше ребят склоняются к так называемому «механическому чтению», когда ребенок читает быстро, но пересказать прочитанный текст не может.

И, что самое тревожное: все больше и больше подростков читают с трудом. Не по-слогам, конечно, но не бегло. Лет 20 назад такое было невозможно представить! А ведь на бумажном носителе (это важно) развивает мышление, интеллект, общий культурный уровень.

Вот потому многие родители, которые успели застать стандарты советских школ и понимающие, что умение читать скоро может стать конкурентным преимуществом, часто задают вопрос: как, при засилии гаджетов, ?

Во-первых , ребенок всегда воспитывается в атмосфере. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваше чадо воспылает любовью к книгам.

Во-вторых , превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник. Недавно, в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам детского и подросткового возраста, социологи представили интересный доклад. Оказывается, большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения. «Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», - говорят многие родители. Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление. А праздников в жизни нам хочется как можно больше. Вот и бегут подростки за картошкой фри и коктелем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.

В-третьих , если уж пришли в книжный, позвольте ребенку самому . Подсказать, посоветовать вы можете, но настаивать — никогда, иначе просто убьете всякое желание подобных совместных походов. Оговорить определенную сумму на покупку — это пожалуйста! Но предлагать купить «Васька Трубачева и товарищей» вместо «Гарри Поттера» только на том основании, что книга Осеевой лично вам нравилась больше — забудьте.

В-четвертых , обязательно обсудите с ребенком купленную и прочитанную книгу. Так вы покажете ребенку и свою заинтересованность в его увлечениях, и убережете от того самого «механического чтения», о котором было сказано выше.

В-пятых , помните: пока не сформировано произвольное внимание и запоминание — учить читать рано. То есть ребенок, который научился читать в 3-4 года — это, скорее, исключение. В основном дети начинают осваивать навыки чтения к 6-7 годам, так что не бегите впереди паровоза.

Никогда не наказывайте чтением! Только не это: не помыл посуду — прочтешь пять страниц. Тогда чтение будет восприниматься как наказание, и ваше чадо уже никогда не захочет брать в руки книги — начиная с того самого возраста, когда будет в состоянии давать вам отпор.

И самое действенное правило - на любой вопрос ребенка отвечайте ему: а давай вместе найдем ответ в книге. И идите просматривать энцеклопедии и познавательные атласы. Да, родителям придется тоже подключаться. Хочется полежать, побродить по соцсетям, а тут ребенок с вопросами, и надо лезть в учебники, и слушать рассказ о прочитанной книге, и тащиться в выходные в библиотеку.

Но каждый сам делает выбор: сиюминутный отдых и ребенок с компьютерной зависимостью, или напряжение душевных сил в течение нескольких лет — и умный, начитанный ребенок, с широким кругозором, которого ждут ведущие ВУЗы страны. Решать вам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!